Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колосок»

Страница учителя-логопеда 

Учителем- логопедом в нашем МДОУ работает Сысоева Екатерина Петровна.

 

Игры с мячом для развития речи

Описание: machik-2     Игра «Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом                                        Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком                                     шкаф – доской
Корова – телёнком                                       велосипед – железом
Дуб – жёлудем                                           рубашка – тканью
Рыба – икринкой                                         ботинки – кожей
Яблоня – семечкой                                       дом – кирпичом
Лягушка – головастиком                                 сильный – слабым
Бабочка – гусеницей                                     взрослый – ребёнком

    Игра «Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход игры: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Взрослый
 -  Дети
Овощи - картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.
Ягоды -  малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.
Деревья – берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.
Домашние животные – корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.
Дикие животные – тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.
Перелётные птицы – стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.
Зимующие птицы – голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.
Мебель - стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.
Посуда – тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.
Одежда – пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.
Обувь – туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.
Игрушки – кукла, машинка, мишка, пирамидка, юла, мяч.
Инструменты – пила, топор, дрель, рубанок, молоток, плоскогубцы.
Транспорт – трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход.

Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Взрослый – Дети
Огурец, помидор  -  Овощи.

 Игра с мячом «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры: Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

 Игра с мячом «Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: Взрослый поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Корова  мычит
Тигр  рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает

Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.