РАДА ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СВОЕЙ СТРАНИЧКЕ !!!
Здесь вы найдете много полезной и интересной информации для себя и для своих детей !!!
Захарова Майя Александровна
учитель – логопед
В нашей профессии не избежать трудностей, которые способствуют ещё большему развитию и совершенствованию профессиональных навыков. Каждый ребёнок по своему уникален и нет стандарта с помощью, которого ты можешь работать.
Необходимо подобрать к каждому ребёнку свой индивидуальный ключик. Если ты вложишь максимум усилий, частичку своей души,то только тогда у тебя всё получится. Другой вариант с детьми не проходит.
Как заниматься с ребенком дома?
Вот несколько советов и подборка игр.
Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
-
Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
-
Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
-
Надувать воздушные шарики;
-
Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
-
Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
-
Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
-
Собирать, перебирать ягоды;
-
Помогать взрослому полоть грядки;
-
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
-
Играть с глиной, мокрым песком;
-
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
-
Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
-
Перебирать крупы;
-
Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
-
Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
-
Вышивать (крупным крестиком);
-
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
-
Плести из бисера;
-
Лепить из пластилина, глины, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
-
Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
-
Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
-
Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
-
Полоскать рот;
-
Жевать боковыми зубами;
-
Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
-
Лизать эскимо.
И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.
-
Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
-
Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
-
Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
-
Назвать слова с определённым слогом, звуком;
-
Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
-
«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
-
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
-
Переделать известную сказку;
-
Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
-
Придумать продолжение сказки;
-
«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
-
Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
-
Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
-
«Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.
-
«Доскажи словечко» - взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.
-
Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
-
- какими словами, красками можно описать время года;
-
- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
-
- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
-
- что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
-
Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:
-
Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….
-
Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…
-
Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;
-
«Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
-
Что хорошего в болезни, а что плохого?
-
Что хорошего в дождике, а что плохого?
-
Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка - дочка - точка - кочка…
-
«Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
-
Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
-
Разыграйте знакомую сказку "в лицах" с разной интонацией.
Ориентировка в пространстве
-
Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов можно сыграть в различные варианты игры «Прятки» - размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под…,машина над …). Можно прятать и искать предметы по очереди со взрослым, но ребенок проговаривает все действия, правильно употребляя предлоги в предложениях (Я спрятал зайку под стул. Ты достала мишку из - под стола).
Закрепление произносительных умений и навыков.
-
Не забывайте в течение лета следить за правильным произношением поставленных логопедом звуков. Играя в предложенные выше игры, напомните ребенку, что все звуки нужно произносить правильно. Лучше это сделать до игры, а не поправлять малыша в процессе. Если он все же ошибается, переспросите его или поправьте доброжелательно, с юмором, но не высмеивая. Периодически повторяйте стихи, заученные с логопедом, демонстрируйте их всем родственникам, знакомым и соседям по даче. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его успехами!
Чтение
-
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.
-
Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
Уважаемые родители! Помните, что у ребенка, как и у взрослого, может быть разное настроение и самочувствие. Никогда не приступайте к занятиям и играм в плохом настроении! Учитывайте личные особенности своего ребенка, привлекайте родительскую интуицию и желание помочь, чтобы вместе с малышом преодолевать речевые затруднения. Чаще ободряйте ребенка, хвалите и при маленьких успехах, тогда ему будет легче и интересней заниматься. Развивайте речь своего малыша с выдумкой, фантазией, играя, и Вы увидите, что Ваши труды будут вознаграждены будущими школьными успехами вашего ребенка.
Коррекционные занятия учителя-логопеда направлены на:
- исправление дефектов речи;
- развитие не только правильной, но и красивой речи;
- коррекцию звукопроизношения, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Кроме занятий с ребенком учитель-логопед в учреждении дошкольного образования проводит консультирование родителей, во время которого родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.
Уважаемые мамы и папы, всегда необходимо помнить о том, что успех в развитии вашего ребёнка зависит и от вас самих, от вашего желания помочь малышу справиться с возникшими трудностями.
Одни занятия специалиста с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной, целенаправленной, совместной работе родителей и педагогов.