ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Колосок"
Краткая презентация Программы
Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колосок» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, и федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП ДО), утвержденной приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028.
Программа охватывает 3 возрастных периода физического и психического развития детей: младенческий - до 1 года, ранний - от 1 года до 3 лет и дошкольный возраст - от 3 до 7 лет.
Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Программа включает четыре основных раздела: целевой, содержательный, организационный и дополнительный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
В целевом разделе Программы представлены: цели, задачи, принципы и подходы её разработки; планируемые результаты освоения Программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения Программы, подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся. В нём представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правила и нормы поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психолого-педагогических и кадровых условий её реализации; организации развивающей предметно-пространственной среды; материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной деятельности в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений.
В разделе представлены режим и распорядок дня в дошкольных группах, календарный план воспитательной работы.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Они представлены в виде перечисления возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.
Образовательная деятельность в МДОУ включает:
‒ образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
‒ образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
‒ самостоятельную деятельность детей;
‒ взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы МДОУ.
Программа состоит из обязательной части (60%) и части, формируемой участниками образовательных отношений (40%). Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях:
- социально-коммуникативное,
- познавательное,
- речевое,
- художественно-эстетическое,
- физическое развитие.
Вариативная часть Программы предполагает углубленную работу в социально-коммуникативном и познавательном развитии детей и предусматривает их включение в процесс ознакомления с региональными особенностями Ярославской области, в частности города Переславля-Залесского.
Выбор данных направлений соответствует потребностям и интересам детей, а также социальному запросу родителей (законных представителей).
Работа по реализации вариативной части Программы строится на основе парциальных программ:
- «Всё по полочкам» (образовательная программа развития логического мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста 5-7(8) лет, авторы А.В. Горячев, Н.В. Ключ);
- «Ты – словечко, я – словечко» (образовательная программа социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста; автор З.И. Курцева);
- «Открытия Феечки Копеечки (образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников, автор Л.В. Любимова);
- «Родной город Переславль-Залесский» (региональный компонент, авторы коллектив педагогов МДОУ).
Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в детском саду.
Календарный план воспитательной работы МДОУ «Детский сад «Колосок» включает основные государственные и народные праздники, памятные даты Российской Федерации. Основная часть воспитательной работы осуществляется на занятиях, при реализации образовательных проектов, в режимных моментах, совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с родителями.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст.13) в Программе отсутствует информация, наносящая вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащая Российскому законодательству.
Календарный учебный график
МДОУ «Детский сад «Колосок» на 2023-2024 учебный год
Начало учебного года - 1 сентября 2023 года
Окончание учебного года - 31 мая 2024 года
Количество учебных недель - 36
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение (МДОУ) осуществляет образовательную деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой (ООП) детского сада в группах общеразвивающей направленности.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МДОУ "Детский сад «Колосок» принята на педагогическом совете, протокол № 3 от 30.08.2023г. Разработана в соответствии с ФОП ДО.
Нормативный срок освоения – 6 лет
Форма обучения – очная
Дошкольное образование является первым уровнем общего образования
Образовательная деятельность осуществляется на русском языке.
Все дети, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья обучаются за счет средств областного бюджета.
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в ДОУ, обеспечивает разностороннее развитие личности детей в возрасте от 1 года до 7 (8) лет с учетом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей в различных видах деятельности.
Результаты освоения Программы МДОУ представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Краткая презентация основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ "Детский сад "Колосок" в соответствии с ФГОС ДО
Приказ об утверждении основной общеобразовательной программы дошкольного образования МДОУ "Детский сад "Колосок"
Парциальные программы, реализуемые в МДОУ "Детский сад "Колосок":
«Ты – словечко, я – словечко» (образовательная программа социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста; автор З.И. Курцева)
Отличительной особенностью данной парциальной образовательной программы является то, что в её основе лежат интегративный, коммуникативно-нравственный и ситуативно ориентированный подходы, позволяющие в условиях образовательной среды, в естественных ситуациях общения детей друг с другом и со взрослыми обеспечить целенаправленное и системное развитие коммуникативноречевых умений ребёнка, его нравственное воспитание, а также удачно сочетать социально-коммуникативную область с другими образовательными областями.
«Всё по полочкам» (образовательная программа развития логического мышления и творческого воображения детей дошкольного возраста 5-7(8) лет, авторы А.В. Горячев, Н.В. Ключ)
Отличительной особенностью данной парциальной образовательной программы является комплексный подход, который реализуется в параллельном развитии у ребёнка умения рассуждать строго и логично и раз вития фантазии и творческого воображения.
«Открытия Феечки Копеечки» (образовательная программа развития финансовой грамотности дошкольников, автор Л.В. Любимова)
Формирование основ финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, дает знания о новых профессиях и развивает умение рассказать о них, в результате обогащается детский словарь, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания и осознанного бережного отношения к ним.
«Родной город Переславль-Залесский» (региональный компонент, авторы коллектив педагогов МДОУ)
Реализация данной программы позволяет сформировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических и культурных особенностях г. Переславля-Залесского; представления о достопримечательностях родного города, его символике; расширять представления о природных богатствах города: растительном и животном мире; полезных ископаемых; развивать интерес к жизни людей Переславля-Залесского, их жизни, быту, культуре, традициям; сформировать ценностное отношение к природе родного города и чувство сопричастности к ее сбережению; развивать у детей навыки познавательно-исследовательской, проектной, творческой деятельности.