САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Составил: старший воспитатель
Ю.В.Холмова
ГЕНИЙ- ЭТО НА ОДИН ПРОЦЕНТ ВДОХНОВЕНИЕ
И НА ДЕВЯНОСТО ДЕВЯТЬ ПРОЦЕНТОВ ТРУД И ТЕРПЕНИЕ.
«..Я чувствую себя вправе сказать: «Да здравствует самообразование во всех областях!..» Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами».
К. И. Чуковский.
- Цель организации работы по самообразованию педагогов.
- Формы непрерывного повышения квалификации педагогов.
- Советы молодым педагогам.
- Планирование работы по самообразованию.
- Понятие педагогических технологий.
- Аттестация как форма повышения квалификации.
- Анкетирования педагогов для выявления способности педагогов к саморазвитию.
- Игротренинг с психологом
Цель организации работы по самообразованию педагогов:
- Стимулирование у педагогов развития творческих и деятельностных способностей;
- Развитие у педагогов «продуктивности мышления» – предложение своих идей по воспитательно-образовательному процессу (предлагать и разрабатывать собственные идеи);
- Развитие способности к прогнозированию, оценке результативности своей деятельности;
- Решение творческих проблемных задач, ориентированных на альтернативное творческое мышление;
- Стимулирование педагогов к самостоятельной исследовательской деятельности;
- Повышение способности к обучаемости – систематическое обучение на курсах, семинарах;
- Развитие перфекционализма – стремление доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям;
- Развитие социальной автономности, готовности отстаивать собственную точку зрения, независимости в суждениях.
Формы непрерывного повышения квалификации:
- Обучение на курсах (1 раз в 5 лет);
- Самообразование;
- Аттестация;
- Участие в методической работе на уровне детского сада, муниципалитета, региона.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
- Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
- Формирование основ педагогического мастерства;
- Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:
- Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
- Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих воспитателей:
- Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- Проявление творческого потенциала педагога;
- Пропаганда своих достижений;
- Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
- Овладение методикой работы с детьми;
- Адаптация к педагогической деятельности.
Тематикой самообразования также может быть:
- одна из годовых задач ДОУ;
- проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
- пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:
- в определении темы, целей и задач;
- в планировании работы по самообразованию;
- в ходе реализации плана;
- в изучении и анализе результативности своей работы.