Меню сайта

Портфолио воспитателя.

Составил: старший воспитатель
Ю.В.Холмова

Предназначение  портфолио

  Портфолио предназначается  для:

·  самооценки и  стимулирования  профессионального  роста  и  деятельности воспитателя  ДОУ;

·  оценивания квалификационного  уровня  и  качества  профессиональной  деятельности (во  время  аттестации, определения  размеров  стимулирующих надбавок  и  поощрительных выплат  и  пр.).

 Основными подходами  к  разработке и  ведению  Портфолио являются:

·  Компетентностный  подход (оценка  по  результатам реализации  педагогом  основных профессиональных  функций  и  компетенций);

·  Деятельностный  подход (оценка  по  выполнению основных  видов  деятельности: воспитательно-образовательной,  конструктивной  и  оценочной,  здоровьесберегающей  и  здоровьеформирующей,  учебно-методической,  инновационной,  социально-педагогической);

·  Системный подход  (оценка  уровня совокупности  профессиональных  достижений: структурный  анализ,  способствующий  выявлению системообразующих  связей  и  отношений,  определению внутренней  организации  Портфолио педагога;  функциональный  анализ, позволяющий  раскрыть  функции Портфолио  в  целом  и  отдельных его  компонентов). 

 Основными принципами  формирования  и  ведения  Портфолио являются:

·  Принцип непрерывности  (постоянное  систематичное и  последовательное  пополнение Портфолио);

·  Принцип диагностико-прогностической  направленности  (отражение состояния  профессионального  роста, наличие  параметров  профессиональной  деятельности);

·  Принцип интеракции  (обеспечение  эффективной обратной  связи  с  субъектами  образовательного  пространства);

·  Принцип научности  (обоснование  целесообразности  построения Портфолио  на  основе компетентностного,  деятельностного,  системного подходов);

· Принцип индивидуально-дифференцированной  направленности  (оценку профессионализма  в  соответствии с  требованиями  результативности  воспитателя ДОУ).

  Особенности  Портфолио воспитателя  ДОУ  как  формы  аттестации

Портфолио  представляет собой  рабочую  папку,  содержащую многообразную  информацию,  которая документирует  имеющийся  опыт  воспитателя  ДОУ  и  отражает совокупность  его  индивидуальных  достижений; это  способ  фиксирования, накопления  и  оценки творческих  достижений  воспитателя, включающий  интеграцию  количественной  и  качественной  оценок педагогической  деятельности;  это  комплект  документов, подтверждающих  результативность  деятельности воспитателя  детского  сада,  актуализирующий  рефлексию его  собственной  деятельности. Портфолио  –  форма  аттестации, в  ходе  которой воспитатель  представляет  материалы, подтверждающие  его  профессионализм  в  виде  структурированного  накопительного  документа.

  Система  оценки индивидуальных  достижений  воспитателей ДОУ

В Портфолио  представляется  и  оценивается  совокупность показателей  профессионально-педагогической  деятельности воспитателя:  квалификации  и  профессионализма,  продуктивности  (результативности).

Основными  требованиями к  оценке  Портфолио являются:

·  единые  процедура  и  технология  оценивания;

·  наличие  динамики  профессионального  роста  и  результатов деятельности  воспитателя;

·  достоверность используемых  данных;

·  соблюдение морально-этических  норм  при  сборе  и  оценивании  предоставляемой  информации, критериев  их  оценки, которые  находят  отражение в  формализованных  подтверждающих  и  иных  документах (экспертный  лист).

  Структура  Портфолио

1.     Введение

2.     Портрет 

3.     Папка  профессиональных  достижений

4.     Папка  достижений  воспитанников 

5.     Папка  подтверждающих  документов

6.     Папка  экспертных  оценок, отзывов,  рекомендаций

Содержание  разделов

В разделе  «Введение»  воспитатель  представляет сведения  о  профессиональном  статусе, стаже  работы,  образовании, личные  данные.  Эти  сведения  воспитателю помогает  формировать  руководитель дошкольного  образовательного  учреждения.

В раздел  «Портрет»  воспитатель  включает эссе  «Я  и  моя  профессия», характеристику,  данную  руководителем (зам.  заведующего  по  УВР)  ДОУ.

В эссе  «Я  и  моя  профессия» воспитатель  в  свободной форме  может  отразить следующие  аспекты:  мотивы выбора  профессии,  представления о  качествах,  необходимых для  успешной  профессиональной  деятельности, этапы  профессионального  становления, личностные  и  профессиональные  интересы, перспективы  и  достижения, изложить  педагогическое  кредо, дать  самоанализ  профессиональной  компетентности,  обозначить темы  инновационной  и  экспериментальной  деятельности, отразить  творческие  достижения и  т.д. 

В характеристике  на  воспитателя, составляемой  представителями  администрации ДОУ,  отражаются:  отношение педагога  к  профессиональной  педагогической  деятельности, его  вклад  в  развитие  образовательного  учреждения и  совершенствование  педагогического  процесса, перспективы  профессионального  роста  воспитателя,  степень  участия в  общественной  жизни, профессиональные  и  личные достижения,  личностные  и  профессиональные  качества педагога.  Работа  воспитателя над  данным  разделом Портфолио  позволяет  отследить динамику  и  результаты профессионального  становления  и  развития,  определить возможные  перспективы  и  направления  профессионального  саморазвития.

«Папка  профессиональных  достижений»  включает в  себя  следующие материалы:  планы  воспитательно-образовательной  работы с  детьми,  доклады, сообщения  на  методических и  педагогических  советах, публикации,  описание  опыта  работы,  иллюстрации и  самоанализ  развивающей среды,  конспекты  открытых занятий,  перечень  разработанных дидактических  и  методических пособий,  тексты  проектов разной  направленности,  системы конспекты  занятий  или  других  форм  организации  работы с  детьми,  самоотчет о  результатах  работы за  учебный  год,  видеозаписи  разных форм  работы  с  детьми,  родителями, коллегами,  результаты  анкетирования и  отзывы  родителей и  др.  Данный материал  служит  в  качестве  иллюстраций и  подтверждения  профессиональных  достижений, позволяет  воспитателю  создавать личный  банк  разнообразных по  характеру  и  значимости  творческих и  методических  материалов. В  ходе  работы над  содержательным  наполнением этого  раздела  Портфолио, воспитатель  имеет  возможность совершенствования  ряда  педагогических  умений: аналитических,  прогностических,  рефлексивных, и  др.

«Папка  достижений  воспитанников»  включает сертификаты  об  участии воспитанников  в  различных конкурсах,  спортивных  мероприятиях, олимпиадах,  количественные  и  качественно  проработанные данные  диагностики  продвижения детей  в  системе образовательного  процесса,  продукты детского  творчества,  сертификаты участия  детей  и  педагога  в  проектах  разного уровня  и  направленности.  Материалы этого  раздела  Портфолио могут  опосредованно  свидетельствовать  о  качестве,  уровне, содержании  профессионально-педагогической  деятельности воспитателя,  служить  иллюстрацией его  профессионального  творчества, активности,  компетентности.

«Папка  документов»  наполняется сертификатами  об  участии в  конференциях,  круглых столах,  профессиональных  и  творческих  конкурсах, документированными  подтверждениями  прохождения курсов  повышения  квалификации, прохождения  стажировок,  дипломы о  профессиональной  переподготовке  или  дополнительном  профессиональном  образовании, грамоты  за  успешную реализацию  профессионально-педагогический  или  общественной  деятельности. Материалы  этой  части  Портфолио  могут  достоверно  подтвердить уровень  профессионализма  и  компетентности  специалиста, а  также  уровень его  притязаний,  официальный статус.

«Папка  экспертных  оценок» включает  в  себя  внешние  и  внутренние  отзывы, рецензии,  благодарственные  письма, официальные  отзывы  о  внедрении  авторских технологий,  патенты  и  т.п.  Данные документы  являются  разнообразными  и  объективными  формами оценки  результативности  деятельности педагога  и  могут  стимулировать  его  к  дальнейшему профессиональному  росту.

Порядок  оценки  Портфолио

После  завершения сбора  материалов  Портфолио и  их  оформления с  ними  работает эксперт.  В  качестве экспертов  выступают  специалисты в  области  дошкольного образования,  имеющие  сертификат на  осуществление  экспертной деятельности  и  назначенные для  ее  выполнения приказом. Начальный этап  работы  эксперта связан  со  знакомством с  настоящим  положением. Эксперту  необходимо  изучить рекомендации  к  осуществлению экспертизы  профессиональной  компетентности  и  деятельности  воспитателя ДОУ,  познакомить  со  структурой,  содержанием и  требованиями  к  заполнению  листа  оценки  профессиональной  компетентности  воспитателя ДОУ. 

Следующий  этап  предполагает  детальное изучение  экспертом  каждого раздела  Потрфолио  воспитателя-соискателя  на  высшую,  первую и  вторую  квалификационные  категории. На  основе  анализа материалов  Портфолио  эксперт заполняет  экспертный  лист. 

Завершающий  этап  работы  эксперта связан  с  подсчетом общей  суммы  баллов –  отметок  по  показателям  профессиональной  деятельности воспитателя,  ее  соотнесения с  нормативами,  определенными данным  положением,  составлением рекомендаций  о  присвоении воспитателю  той  или  иной  категории.