Современные образовательные технологии в ДОУ
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
В нашем детском саду педагоги активно внедряют и используют инновационные образовательные технологии в своей работе, что доказывает положительная динамика развития воспитанников. Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
№ п/п |
Используемые современные образовательные технологии/методики |
Цель использования технологии/методики |
Результат использования технологии/методики |
---|---|---|---|
1 |
Технология "Портфолио педагога" |
Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога | Оформленная папка Портфолио воспитателя |
2 |
Технология "Портфолио ребёнка" |
Помочь ребёнку раскрыть себя и свои возможности, воспитывать его успешной личностью, знающей свои права и обязанности | В течение года дети совместно с воспитателями оформляют портфолио, в которых содержится основная информация о ребёнке и копилка достижений (странички, содержащие личные сертификаты, грамоты и дипломы за участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и др.), а также лучшие работы по художественному творчеству, которыми гордится каждый воспитанник. Портфолио находятся в доступном для детей месте, ребенок может в любое время, взять и что-то добавить или показать сверстникам. |
3 |
Игровая технология, С.А.Шмаков, Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева, А. Николаева, Е.А. Бондаренко, О. Н. Козак, Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская. |
Строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем |
Дошкольники активно участвуют в игровой деятельности, принимают на себя роли согласно правилам в игре, доброжелательны в общении с партнёрами. Свободная развивающая деятельность (она возникает по желанию ребёнка, ради удовольствия от процесса деятельности), творческий характер деятельности (ребёнок импровизирует в игре), эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоционального переживания ребёнка). |
4 |
Технология проектной деятельности, Л.С.Киселёв, Т.А.Данилин и др. |
Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия |
Получение итогового продукта проекта: пополнение РППС, создание коллекций, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет, тематические развлечения, итоговые интегрированные занятия, активизация и вовлечение родителей в образовательный процесс. аналитическая справка |
5 |
Технология исследовательской деятельности, О.Давыдова, Л.В.Рыжова, О. В. Мариничева, Н. В. Елкина, О. А. Соломенникова, Н. А. Рыжова. |
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления |
Позволяет объединить все виды детской деятельности и все её стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные процессы, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях. аналитическая справка |
6 |
Здоровьесберегающие технологии |
Становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. |
Педагоги разработывают программы по здоровьесбережению. формированию культуры здоровья как основы для реализации требований ФГОС. У детей снижается заболеваемость. А так же проводят совместные мероприятия с родителями по приобщению семей к здоровому образу жизни: показ тематических презентаций, оформление информационной среды. |
7 |
Технология проблемного обучения, Дж.Дьюи |
Проблематизация учебной информации (удивление, любопытство ребёнка), активизация деятельности ребёнка, связь обучения с жизнью, игрой и трудом, исследовательский характер познания |
Развитие активной самостоятельной деятельности детей, дети умеют выдвигать гипотезы, делать выводы, не боятся допускать ошибки. |
8 |
Информационно-коммуникативные технологии |
Мир, в котором развивается современный ребёнок требует использовать в дошкольном воспитании ИКТ. Основная, образовательная цель введения ИКТ в мир ребёнка – это, прежде всего, формирование у него готовности к жизни в обществе, широко применяющем их в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении. |
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащённой средствами ИКТ, возникают психические новообразования (теоритическое мышление. развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и т.д.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. ИКТ позволяет моделировать виртуальную среду, для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребёнка, создать у дошкольника дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности, индивидуализировать учебные задания. |
9 | технология личностно-ориентированного взаимодействия | Раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, обрести устойчивость к социальным воздействиям. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание-это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития |
При организации образовательного процесса педагог ставит перед собой такие задачи как: обеспечение комфортных и безопасных условий развития личности ребенка , индивидуальный подход к ребенку. Расставляет приоритеты личностных отношений. Создаёт условия для предметно-развивающей среды в группе, обращает внимание на деятельность детей и их взаимоотношение в игре друг с другом, помогает организовать ролевые игры, сюжетные, предлагаю конкретные ситуации, учит договариваться о правилах игры, игровых действиях. |